Тамбовская область
Поиск по порталу
Реклама
Виджеты

GISMETEO: Погода по г.Тамбов

Крестьянам нужен рынок


Крестьянам нужен рынок 24.01.2014

Крестьянам нужен рынок

Об этом шла речь в прямом эфире радио ФИНАМ.ФМ. Инициатором темы разговора стал Союз органического земледелия, который ориентирован на поддержку инициатив отечественных сельхозпроизводителей, производящих натуральную экологически чистую продукцию.

Тема производства экологически чистой продукции в России остается одной из самых обсуждаемых отраслевыми специалистами. Как к ней относиться – как к маркетинговой стратегии отдельных участников рынка или как к государственной политике общественность не определилась.

За многочисленными рассуждениями на тему органического сельского хозяйства и преимуществ российского АПК в деле его развития стоит полное отсутствие каких-либо регламентов и стандартов национальной экологической продукции, нет элементарного представления о способах ее производства, а те, кто утверждает, что в России существует рынок такой продукции просто лукавят.

Но это не означает, что в стране нет людей, которые пытаются вывести на новый уровень вопросы так называемого органического земледелия. Сразу нужно отметить, что это не касается тех, кто связывает экологическое производство с продвижением частных интересов - определенных технологий, техники, семян растений, пород животных и т.д. Многим тема удобна как маркетинговая стратегия для продвижения своей продукции и зачастую она приносит солидные результаты – примеры таких компаний мы знаем, многие из них уже успокоились, "срубив" с российских аграриев хорошие деньги.

Вопрос производства экологически чистой продукции как способ обеспечения конкурентоспособности российского сельского хозяйства действительно созрел в качестве государственной задачи – это отметил и Министр сельского хозяйства России Николай Федоров в ходе недавней Интернет-конференции, назвав себя "активным сторонником государственной поддержки расширения производства органической продукции". Презентация Минсельхозом России соответствующего проекта закона о производстве органической сельскохозяйственной продукции - шаг на пути создания цивилизованного рынка и обеспечения механизмов производства и продвижения такой продукции.

В этой связи хотелось бы высказать точку зрения по этому вопросу.

Любое сравнение сельского хозяйство нашей страны с европейским, попытки сравнить урожайность, экономику, эффективность хозяйствования, по-меньшей мере, не корректны и использовать такие сравнительные данные в обосновании ущербности российского сельского хозяйства, на наш взгляд, не уместно. Работая с субъектами малого агробизнеса в разных регионах страны, мы можем утверждать, что, по сути, большая часть из них являются производителями экологически чистой продукции – от владельцев личных подсобных хозяйств, реализующих продукции на 30 тысяч рублей в год, заканчивая крупными фермерами, владеющими тысячами гектаров земель и производящими продукции органического земледелия на миллионы рублей. И делают они это не по заданному стандарту, а исходя из своих ограниченных возможностей, путем внедрения прошедших жизненный отбор технологий, основываясь не на советах городских консультантов, а на житейском опыте и традиционных научных знаниях, устоявших перед захлестнувшей страну волной заморских инноваций. С учетом того, что сегодня половина сельскохозяйственной продукции в стране производится личными подсобными хозяйствами, а значительная часть сельхозорганизаций лишена возможности широкого применения инноваций, можно выдвинуть тезис о том, что примерно половина объема сельскохозяйственного сырья в России сегодня обладает достаточным набором качеств, позволяющим называть ее экологически чистой. И в данном случае не нужно ориентироваться на стандарты европейских стран, так как у них эти стандарты существуют, чтобы зарабатывать, а у нас – выживать.

Лучшим доказательством востребованности деревенских продуктов фермерских хозяйств и ЛПХ является проведение почти в каждом регионе страны сезонных ярмарок, ярмарок выходного дня, где так называемые экологически чистые продукты продаются напрямую без оптовых и розничных посредников. Покупатели – в массе своей - самые малообеспеченные слои населения – пенсионеры и малоимущие. В отличие от развитых стран, где покупателями являются люди обеспеченные, так как стоимость органической продукции на порядок выше.

О чем это говорит, и каким должен быть российский рынок экологически чистых продуктов?

На наш взгляд, процесс глобализации и интеграции России в мировую экономику необратим. Но нам, как бы это не парадоксально звучало было бы лучше интегрироваться с нашим колхозным менталитетом русского медведя, хуже будет, если мы начнем перевоспитывать тех, кто состоялся как фермер, учить их работать по-новому, прививать чуждую нам культуру. А для новых предпринимателей, кто только начинает осваивать фермерское дело создать с нуля экологическое производство - дело практически неподъемное. Нужно время и серьезная господдержка, грантами тут много не сделаешь.

Поэтому самый правильный путь, на наш взгляд, выработать свои национальные стандарты органического сельского хозяйства, исходя из интересов поддержки, в первую очередь, действующих КФХ, ЛПХ, сельхозорганизаций, в интересах отечественной науки, сельхозмашиностроителей, хоть и в чем-то отсталых, но приспособленных к нашим условиям и работающих в интересах своего российского государства. Иначе мы в очередной раз рискуем получить систему стандартов, направленную на продвижение чуждых нам технологий и импортной продукции, к чему нас так упорно подталкивают известные во всем мире транснациональные компании.

Анализ передового российского опыта сельхозпроизводства, изучение и научное обоснование наиболее эффективных ресурсосберегающих почвозащитных технологий производства сельскохозяйственной продукции, адаптированных в разных почвенно-климатических зонах, развитие национального семеноводства и племенной работы, развитие сбытовой инфраструктуры – это и многое другое должно лечь в основу подготовки российских стандартов органического сельского хозяйства. Важным также является механизм саморегулирования, при помощи которого российские производители и потребители должны договориться между собой, какая продукция имеет основания называться органической.

По вопросам обмена опытом создания и развития хозяйств на основе применения экологически чистых технологий обращайтесь: консультант ФГБУ "Учебно-методический центр сельскохозяйственного консультирования и переподготовки кадров АПК" Алексей Чернов, тел. (496) 549-98-46, 89670276336 e-mail: agro-iks@mail.ru


Источник: http://agroconsult.pro


Возврат к списку

Информация
Наши партнеры

 




   
 

Яндекс.Метрика